Двойной склеп 1873 г.

Одним из важных памятников боспорской культуры первых веков новой эры является двойной склеп, открытый на северном склоне горы Митридат в Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) в 1873 г. Это сооружение состоит из двух погребальных камер, соединённых нешироким проходом. Роспись обеих носит ярко выраженный декоративный или, как его ещё называют, цветочный характер. М.И. Ростовцев датировал склеп 1873 г. концом I – первой половиной II вв. н.э.

В первую камеру можно было попасть с северной стороны через небольшой коридор-дромос. Она отличается удивительным богатством декоративной росписи. Уже было сказано, что стиль этой росписи называют цветочным, что объясняется тем, что стены и потолок сплошь покрыты зелёными листьями и лепестками цветов, как считается, роз. На потолке, а также в других частях склепа, представлены также особого типа гирлянды, имеющие вид длинных мешков или сеток, набитых листьями, побегами, вероятно, лепестками цветов; на обоих концах они имеют длинные завязки. Такие мешки-гирлянды имели важное значение в погребальной символике, и не удивительно, что их изображения можно видеть во многих боспорских склепах. На потолке имеются также изображения птиц, что, конечно, должно означать воздушность данной сферы. Глубоко символичны также изображения парящих женщин, одежды которых раздуваются на ветру. Почти в самом центре плафона находится крылатая женская фигура, летящая с распростёртыми руками. Изображения парящих женщин со всем воздушным антуражем этой сцены переходят также на западную стену.

Вообще же сюжетные росписи представлены только на стенах первой комнаты. На северной стене, налево от входа, изображена композиция из двух павлинов с вытянутыми хвостами и повёрнутыми назад головами. Правая птица при этом клюёт за тесёмки «гирлянду-мешок». Между павлинами изображён куст, рядом с которым находятся две некрупные птицы. Справа от входа представлена фигура вепря, идущего влево.

На западной боковой стене М.И. Ростовцев видел сцену возвращения Коры. По древнегреческой мифологии, Кора, дочь богини Деметры, была похищена богом царства мёртвых Аидом. Мать нашла её, и Аид вынужден был отпускать пленницу из своего царства на полгода. Возвращение Коры на землю символизировало наступление весны, возрождение природы, начало новой жизни. На росписи склепа Кора, вероятно, была представлена в колеснице, запряжённой драконом. Перед ней видна часть женской фигуры с факелами в руках, в которой исследователи видят богиню Гекату, связанную с подземным миром. Над всей этой композицией изображены фигуры парящих по воздуху женщин. Подобные изображения представлены также в правой части общей композиции. На соседней стене к ним примыкает упоминавшаяся выше фигура вепря.

На восточной боковой стене можно видеть некую волшебную страну. Приблизительно в центре композиции находилась чаша, за которой изображён розовый куст. По краям чаши сидят птицы и пьют из неё воду.

На южной стене, в правой её части, представлена сцена боя двух конных воинов. В нём побеждает правый всадник, несущийся на коне с пикой в руках, он облачён в шлем и пластинчатый панцирь. Левый всадник явно поражён насмерть, сломанное копьё выпадает из его рук. Между ногами коней видны тела двух убитых воинов, скорее всего, врагов главного персонажа, т.е. всадника-победителя. Ниже изображения левого всадника можно видеть также голову грифона с орлиным клювом и двуручную чашу типа канфара.

В левой половине южной стены роспись сильно испорчена, но вполне понятно, что здесь было изображено большое дерево, ветви которого, почти достигая потолка, расходятся веерообразно. На концах ветвей схематично изображены листва и плоды. Под деревом Ф.И. Гросс видел три мужские фигуры, но М.И. Ростовцев, осмотревший склеп в 1911 г., заметил здесь только двух персонажей.

Переход из первой комнаты во вторую оформлен в виде дверного проёма. Это место обозначено росписью в виде длинной гирлянды (мешка-гирлянды), из конца которой торчат, как бы прорастают, зелёные побеги.

Вторая комната по сравнению с первой имеет несколько меньшие размеры, и пол её находится выше по уровню. В стенах этой камеры были вырублены ниши для размещения тел покойных. Она по существу лишена сюжетных росписей. Стены и потолок составляют одно орнаментальное целое. Они украшены лишь листьями, лепестками роз, гирляндами и птицами. Посередине потолка в медальоне, обрамлённом гирляндой, изображена, как считал М.И. Ростовцев, голова медузы Горгоны в фас с зелёными крыльями над лбом. Она здесь явно выступает в роли некоего божества, взирающего сверху на погребённых.

Нет сомнения, что общий смысл орнаментальной композиции двойного склепа заключается в декларировании идеи посмертного возрождения и создания картины блаженной жизни, которую героям обеспечивают всемогущие боги.

Для компьютерной реконструкции использованы копии росписей, сделанные Ф.И. Гроссом сразу после открытия памятника. Они хранятся в Научном архиве Института истории материальной культуры РАН (С-Петербург).

Литература:

  • Отчёт императорской археологической комиссии за 1874 г. СПб, 1877. С. 112-118.
  • Ернштедт Е.В. Монументальная живопись Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья. Т. I. Л., 1955 . С. 265-267.
  • Кулаковский Ю.А. Две керченские катакомбы с фресками. Материалы по археологии России. № 19. СПб, 1896.С. 7.
  • Ростовцев М.И. Античная декоративная живопись на Юге России. СПб, 1914. С. 226-243.

Материалы